«Экспресс» - инструментальная платформа для разработки и эксплуатации КИС


Инструментальная платформа ЭКСПРЕСС

Введение

Назначение

Основные свойства КИС

Гибкость

Простота масштабирования

Расширяемость

Технология создания КИС

Технические характеристики

Словарь терминов


Введение

Документ знакомит с общими свойствами программного продукта «Экспресс» и дает понятие об области применения данного инструмента, а также кратко описывает способ его использования.

Назначение

Инструментальная платформа «Экспресс» предназначена для построения корпоративных информационных систем (КИС), с целью повышения эффективности процессов управления. Потребительские свойства создаваемой КИС ориентированы на предоставление информации управляющему персоналу высшего уровня, менеджерам  среднего звена и конечным исполнителям различных бизнес-процессов. КИС позволяет повысить эффективность, например, таких процессов, как управление финансами, управление материально-товарными потоками, управление персоналом, и множества других. 

За счет учета и своевременного предоставления оперативной информации руководитель предприятия получает возможность вырабатывать управляющие воздействия, приводящие к  снижению издержек производства и торговой деятельности, повышать эффективность основных и вспомогательных бизнес-процессов, обеспечивать повышение отдачи от используемых материальных и финансовых активов.

Основные свойства КИС

Получить реальные результаты становится возможным благодаря созданию КИС, удовлетворяющей специфике конкретного предприятия, учитывающей уникальность применяемых управленческих схем и бизнес-процессов. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к средству создания информационной системы.

 Предлагаемый Компанией «Ключ» подход к созданию корпоративной информационной системы базируется на трех положениях:

-          отделение программного ядра от модели прикладной области; вся бизнес-логика реализуется не в программных кодах, а в модели, называемой иначе прикладным решением;

-          программное ядро представляет собой совокупность мощного инструмента создания прикладного решения и модулей интерпретации (исполнения) модели;

-          применение методологии создания прикладного решения, гарантирующей достижения результата;

 

Первое положение позволяет получить такие свойства информационной системы, как гибкость и настраиваемость. Гибкость означает способность адаптировать систему к специфическим условиям применения, настраивать ее под уникальные требования конкретного пользователя.

Второе положение делает возможным расширять прикладные решения. Расширяемость предполагает наличие в системе потенциала решать задачи в различных смежных областях, выходящих за рамки первоначального круга. Без смены платформы и дополнительных затрат становиться возможным развивать и совершенствовать КИС.

Третье положение является критически важным критерием достижения цели при создании КИС. Разработанные методики и технология разработки прикладного решения помогают учесть все составляющие факторы успешного внедрения как организационного, так и технического характера.

Гибкость

Отличительной особенностью продукта «Экспресс» от конкурирующих в этом секторе рынка является гибкость информационной системы. Применяемый при построении КИС подход разделения инструментального ядра и модели прикладной области реализует информационные системы любой сложности, учитывающие  уникальные отличительные черты  предприятия заказчика.

Кроме того, гибкость КИС, в основе которой работает «Экспресс», успешно решает задачу быстрых изменений информационной системы во время изменений организационной, производственной или управленческой структуры. Заложенный в систему потенциал адаптивности и расширяемости помогает изменить информационную модель синхронно и адекватно изменениям в реальном бизнесе.

Так как бизнес-логика реализуется в прикладных ресурсах (модели), ее изменение не требует вмешательства в исполняемую часть инструментального ядра (в коды программы) ,таким образом, повышается скорость решения проблем управления КИС на месте при наличие квалифицированных подготовленных специалистов. Обученные специалисты самостоятельно настраивают модель и вносят необходимые изменения в бизнес-логику ИС.

 

Простота масштабирования

Масштабирование предполагает экстенсивное развитие информационной системы, например, по критериям территориальной распределенности, количества пользователей или объема информации. Информационная система может проходить первые фазы жизненного цикла, такие, как проектирование и прототипирование на одном персональном компьютере. Затем многопользовательская работа и опытная эксплуатация может быть организована в локальной сети с использованием файл-серверной версии продукта. Если объем информации и интенсивность эксплуатации КИС предъявляют повышенные требования к производительности и скорости обработки, существующее прикладное решение может быстро и легко перенесено на платформу «Экспресс», использующую архитектуру  клиент-сервер.

 

Расширяемость

Область решаемых с помощью КИС задач определяется составом прикладного решения - модели. То есть, какой-либо автоматизированный участок характеризуется совокупностью прикладных ресурсов, которые описывают все множество циркулирующих на этом участке первичных документов, отчетных форм, нормативно-справочной информации, учетных регистров и так далее. Так как в системе можно создавать и использовать неограниченное количество прикладных ресурсов любого класса, то расширение области решаемых задач является естественным свойством КИС, построенной на платформе программного продукта «Экспресс». Причем расширение происходит без всякого вмешательства в программное ядро, только на уровне работы с моделью. С технической точки зрения расширение может происходить как на отдельном участке проблемной области, например, при автоматизации еще не охваченных бизнес-процессов, так и на уровне предприятия, когда автоматизируются все новые службы. При этом информационная система остается целостной, с единой информационной базой, что позволяет легко интегрировать новые участки в общее информационное пространство.

Технология создания КИС

Накопленный за многие годы опыт создания КИС на предприятиях различных отраслей позволяет применить все многообразие ценных прикладных ресурсов при решении схожих задач у новых заказчиков. Существующая библиотека прикладных решений содержит информационные модели и реальные примеры решения задач во множестве предметных областей, которые возникают у заказчиков Компании.

Применение единого программного ядра и формата прикладных ресурсов делает возможным многократное и повторное использование прикладных решений, за счет этого снижается время создания КИС от момента формулировки требований до внедрения в эксплуатацию. Это не исключает тонкой настройки взятого из библиотеки решения для конкретных условий его нового применения.

Метод решения задач в разнообразных прикладных областях заключается в создании прикладного решения (модели), которое содержит в себе формализованное описание визуальных форм пользовательского интерфейса, бизнес-логики и информационной структуры, и последующей эксплуатации системы на основе этой модели.

Проблемная область представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, представляющих собой объекты и субъекты реального мира - документы, бизнес-функции, подразделения, контрагенты и любые другие источники и носители информации. Анализ многочисленных прикладных решений позволил провести декомпозицию предметной области и классификацию ее элементов. Независимо от специфики применения выделяются следующие основные классы прикладных элементов:

-          входные (первичные) документы (см. Монитор входных документов)

-          информационные сущности (см. Информационная модель)

-          отчетные формы (выходные документы) (см. Генератор выходных документов)

-          учетные регистры (информация об объектах учета) (см. Монитор учетных регистров)

-          расчетные задачи (полностью формализованные алгоритмы обработки любых сущностей) (см. Процессор расчетов)

-          алгоритмы бизнес-логики (интерпретация конструкций встроенного языка программирования)

Инструментальная платформа содержит в себе несколько прикладных мониторов, в которых реализованы фундаментальные свойства классов прикладных элементов. Например, монитор входных документов содержит обобщенную логику работы первичного документа и предоставляет на уровне прикладного решения возможность настраивать множество разнообразных типов входных документов. Отдельный тип входного документа представляет собой прикладной ресурс, то есть надстройку над прикладным монитором. Тип входного документа описывает правила обработки совокупности однотипных первичных документов, форму их внешнего представления, количество и состав хранимых реквизитов и другие элементы бизнес-логики. Например, типами документов являются:

-          «Накладные на отгрузку готовой продукции»

-          «Счета-фактуры»

-          «Приказы об отчислении работника» и так далее.

На основании описанного типа входного документа монитор организует обработку множества экземпляров типа документа. Экземпляр документа является информационной моделью реального первичного (бумажного) документа и содержит реальные оперативные данные.

Для решения всего круга задач в прикладном решении настраиваются все необходимые учетные регистры, типы входных документов, справочники, шаблоны выходных документов, достаточные для автоматизации обозначенной проблемной области.

Ниже описываются основные классы задач и способ их решения в рамках технологии, основанной на применении программного продукта «Экспресс».

Автоматизация документооборота

Задачи, входящие в область управления документами на предприятии, решаются на основе использования монитора входных документов. Монитор реализует режим создания и изменения метаописаний любого количества типов входных документов. В метаописание входит настройка визуальных форм и диалогов, реквизитный состав, описание бизнес-логики, взаимосвязей операций, привязанных к документу, а также информационная структура для хранения документов. В описание типа документа входят также связи с другими типами документов, справочниками, печатными формами документа.

Ведение нормативно-справочной информации

Ведение нормативно-справочной информации автоматизируется в системе с помощью монитора справочников. Этот монитор позволяет

- описать информационную структуру хранения справочника, создать соответствующую таблицу в базе данных

- описать несколько образов представления данного справочника

- описать специфические правила обработки и использования данного справочника, а также воспользоваться стандартными возможностями по созданию, редактированию и удалению элементов справочников.

На этапе эксплуатации системы монитор справочников реализует сервис выбора значений из справочников, формирования подтянутого значения для кодовых реквизитов и все функции ведения информационно-справочной информации.

Расчетные задачи

Для решения расчетных задач в системе реализован процессор расчетов, позволяющий решить проблемы сложности алгоритмов, наглядности представления результатов расчета и поддержки временной шкалы.

Например, алгоритм расчета зарплаты представляется в виде направленного графа связанных узлов расчета, которые представляют собой исходные данные, промежуточные и итоговые результаты расчета. Пользователь получает наглядное представление обо всех этапах расчета с возможностью детализации промежуточных результатов вплоть до первичных документов. Автоматическая поддержка временной шкалы во всех сущностях графа расчета позволяет производить автоматические перерасчеты за прошедшие периоды с учетом данных, актуальных на время прошлого расчета.

Управленческий учет

Организация автоматизируемой системы учета базируется на сервисе монитора учетных регистров. Монитор учетных регистров позволяет описать любое количество учетных регистров, их структуру и разделы хранения. Для каждого учетного регистра можно описать неограниченное количество аналитических признаков, правила свертки, особенности количественного и суммового учета. На этапе эксплуатации монитор следит за целостностью регистрируемой информации, помогая пользователю не допускать ошибок. Монитор также реализует поддержку администраторских функций по регламенту обслуживания регистров учета - ввода в эксплуатацию, запрещения операций в отчетных периодах, и других. Монитор учетных регистров вместе с монитором входных документов позволяет накапливать информацию с множеством разрезов и аналитических признаков, необходимую для формирования разнообразных аналитических, статистических и прочих выходных документов, необходимых для принятия решения.

Поддержка принятия решений

Существующий в системе генератор выходных документов позволяет настроить неограниченное количество самых разных форм отчетов (шаблонов выходных документов). Документы формируются различными по структуре данных и по форме представления. Функциональные возможности языка описания выходных документов позволяют получать и оборотные ведомости, и шахматки, и сложные документы с динамической горизонтальной и вертикальной структурой. Генератор используется также для формирования печатных форм входных документов, справочников и прочей служебной информации. Гибкость настроек генератора позволяет формировать документы для разных групп пользователей. Оперативные работники формируют документы с максимальной степенью детализации и в терминах оперативного учета, для получения информации, необходимой им в процессе работы; для руководителя выходные документы предоставляют агрегированную информацию с содержанием и формой, предназначенной для принятия управленческих решений.

Для работы специалистов заказчика и бизнес-аналитиков в программном продукте реализованы средства OLAP (оперативного анализа), позволяющие в диалоговой форме получать многомерные срезы информации об интересующих объектах учета. В оперативном режиме пользователь имеет возможность изменять количество измерений и аналитических признаков, управлять агрегатными функциями количественных и суммовых показателей, сформировать выходной документ и распечатать текущее представление аналитической таблицы.

 

Технические характеристики

На логическом уровне система «Экспресс» представляет собой совокупность программного ядра и прикладной модели. Программное ядро состоит из базового и прикладного слоя. Базовый слой реализует сервисные и фундаментальные службы:

·         доступа к данным

·         пользовательского интерфейса

·         поддержки жизненного цикла объектов

·         работы с библиотекой ресурсов

В прикладной слой программного ядра входит множество модулей, реализующих метамодели всех классов прикладной области, например:

·         монитор входных документов

·         генератор выходных документов

·         монитор учетных регистров

·         монитор справочников

·         процессор расчетов 

 и другие

            Все прикладные мониторы построены по принципу MDA (model-driven application). Это означает, что в программном модуле реализуется только обобщенная универсальная часть метамодели концепта прикладной области. Специфика конкретного типа прикладного концепта реализуется уже в слое модели, в прикладных ресурсах, и формируется не на этапе разработки программного кода, а на этапе design-time - во время работы с моделью прикладной области (настройки). Например, в мониторе входных документов реализованы только обобщенные методы работы с документами, такие, как создание, модификация, удаление. Структура документа, его формы представления и бизнес-логика вынесены в модель и доступны для модификации и настройки прикладным разработчиком без вмешательства в программный код.

Существенным отличием от принятого многими поставщиками решений подхода к структуре метамодели является приоритет декларативного способа описания перед процедурным. Это дает возможность, во-первых, вести настройки в терминах прикладной области специалисту, не являющемуся программистом, а во-вторых, сама система берет на себя гораздо больше функций по обеспечению целостности всей модели, избавляя прикладного разработчика от рутинного кодирования и ручной поддержки связей между компонентами.

Декларативный способ описания модели, кроме того, позволяет вести настройку с помощью специализированных дизайнеров, упрощающих и ускоряющих процесс создания новых и корректировки существующих прикладных ресурсов.

Базовый слой, включающий в себя модули доступа к данным и представления, в настоящее время ориентирован на технологии фирмы Microsoft. В частности, система доступа к данным в настоящее время рассчитана на взаимодействие с сервером баз данных MS SQL Server 7.0. В следующих версиях планируется поддержка новой версии СУБД - MS SQL Server 2000.
 


Полная информации о способах достижения результатов при внедрении системы управления