Решения Microsoft 2000   Продукты  |   Поддержка  |   Поиск  |   Путеводитель по серверу  
microsoft
  Платформа 2001   |   Digital Dashboard - Русские компоненты   |
Основная страница

Введение

Методология

Технологии

Продукты

Решения

Где и как приобрести продукты Microsoft

Где и как обучиться по продуктам Microsoft

Где и как получить техническую поддержку и консультации


Взаимное влияние ИТ и бизнеса

Современный этап развития управленческой культуры характеризуется развитием коллективной обработки и анализа информации и переходом

  • от анализа количественных показателей к качественному анализу;
  • от оперативного анализа к стратегическому планированию;
  • от единоличного анализа и принятия решений к коллегиальной работе.

Это означает, что чем выше требования к эффективности бизнеса компании, тем выше должны быть требования к используемым в ней информационным технологиям и сложнее системы, построенные на их основе.

Для трех последних уровней организационной зрелости компании - фиксированного, управляемого и оптимизируемого - такие бизнес-задачи, как достижение успеха, увеличение доли на рынке, улучшение отношений с заказчиками, контроль затрат, являются первоочередными. Для того чтобы компания могла успешно решать эти задачи и добиваться успеха в своем бизнесе, она должна правильно и эффективно использовать информацию о протекающих процессах и внешней среде.

Все функции управления в организации осуществляются путем анализа, обработки и передачи информации. Поэтому информация становится таким же производственным ресурсом, как капиталовложения, человеческие ресурсы, основные фонды и пр. От того, насколько хорошо обрабатывается и используется информация, зависит успех компании.

Если в традиционной модели бизнеса упор делался на управляемость, т. е. на автоматизацию процессов, то в современной модели главную роль начинает играть другая функция - "правильная" реакция на внешние события, и ее доля в общем процессе становится как минимум равной первой - обеспечению управляемости. Если компания сможет достичь разумного баланса между этими двумя функциями системы, то она сможет добиться и конкурентного преимущества - более оперативно по сравнению с конкурентами реагировать на любые изменения на рынке, производить товар с меньшими издержками и как результат привлекать больше клиентов.

Решение задач по обеспечению управляемости компании (автоматизация бизнес-процессов) и реакции на внешние события возлагается на информационную систему (ИС), а станет ли эта система неотъемлемой частью процесса управления, зависит от целого ряда факторов, таких как:

  • доступность информационных технологий на рынке;
  • уровень развития ИТ;
  • степень применения ИТ на каждом уровне организационной зрелости компании.

Степень востребованности информационных технологий напрямую связана с уровнем организационной зрелости компании: так, только для двух последних уровней (управляемого и оптимизированного) характерно эффективное использование всего спектра приложений, входящих в состав информационной системы организации.

В компании, находящейся на самом высоком (оптимизированном) уровне организационного развития, все системы представляют собой единый интегрированный комплекс, обеспечивающий эффективное управление и обработку информации на всех этапах ее работы.

Наивысший этап развития является идеалом, который доступен лишь лидерам, поэтому в современных условиях организация (и это особенно важно для российских компаний) должна стремиться обеспечить условия для функционирования на "управляемом" уровне развития.

Для того чтобы достичь управляемого уровня организационного развития, компания должна обеспечить переход от разрозненных и разнородных информационных систем к единой информационной среде, использующей технологии коллективного взаимодействия. Использование единой информационной среды не только повысит эффективность бизнеса, но и создаст предпосылки для стандартизации процессов и технологий. Это, в свою очередь, повысит надежность работы и совместимость применяемых технологий и решений, а также позволит наладить правильный процесс использования этой информации. В таком случае реально складывается ситуация, когда благодаря объединению информационных технологий и бизнес-задач возникает то, что корпорация Microsoft называет "электронной нервной системой" предприятия (Digital Nervous System, DNS).

Следует, однако, помнить, что результат использования ИТ в компании, их вклад в достижение преимуществ неразрывно связан с определенным риском.

Компания Gartner Group (www.gartner.com) на основании проведенных ею исследований получила график, показывающий влияние различных систем автоматизации процессов на эффективность бизнеса компании (см. Рис. 4). На графике четко просматривается, какой вклад вносят эти системы в оптимизацию бизнеса и насколько велики риски их использования.

Рис. 4. Влияние систем автоматизации бизнес-процессов на эффективность компании и степень риска

Из приведенного графика видно, что как только изменяются основные цели компании и появляется потребность в эффективной организации бизнеса, возникает необходимость в более сложных технологиях и продуктах. При этом, чем больше вклад информационных систем в оптимизацию бизнеса, тем выше возможные риски от их использования. Что касается российских компаний, то большая их часть находится в нижнем квадрате графика, отражая действительное состояние дел с автоматизацией производственных процессов и организацией бизнеса. Наиболее востребованными приложениями российского рынка являются системы автоматизации бухгалтерского учета и автоматизации торговой и складской деятельности.

Руководители и ИТ-менеджеры компании должны в полной мере понимать и осознавать не только ту выгоду, которую принесет использование ИТ в организации, но также риск и возможные потери от сбоя той или иной системы. Именно поэтому руководители и ИТ-специалисты несут совокупную ответственность за внедрение ИТ в компании, а, следовательно, они должны говорить друг с другом на одном языке и знать, что нужно сделать для того, чтобы свести возможные риски к минимуму и получить максимальную выгоду.

назад наверх дальше


© 2000 Корпорация Microsoft. Все права защищены.

Иные зарегистрированные логотипы и торговые марки являются
собственностью их владельцев.