microsoft windows 2000  
microsoft
  Платформа 2001  |   Продукты  |   Технологии  |   Примеры внедрения  |   Справочная информация  |   Практикум Microsoft  |


Информация о продукте

Техническая информация
Active Directory
Внедрение
Безопасность
Защита данных
Управление и поддержка

Интеграция Windows® 2000 с другими операционными системами
Интеграция
Миграция
Сравнения
Почему Windows NT?


© 2000 Корпорация Microsoft. Все права защищены.


11 мифов об операционной системе Windows NT

Миф №3. Покупать и эксплуатировать Windows NT слишком дорого

Речь здесь идет о так называемой стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO) - совокупной цене, которую компании платят за приобретаемое оборудование, ПО и его эксплуатацию. Оценить ее непросто, т.к. эта совокупная цена может сильно отличаться от начальных затрат на оборудование и ПО.

К примеру, согласно анализу работы фирм США, проведенному корпорацией Microsoft и независимой компанией Interpose капитальные затраты на аппаратно-программные средства составляют всего 25% общего TCO, затраты на администрирование и техническую поддержку ведутся специалистами ИТ - 37%, а скрытые расходы на управление и поддержку компьютерных систем самими пользователями - 21%. Около 7% потерь приходится на внеплановые простои, а остаток - на коммуникации и разработку.

Хотя по ряду причин (более низкий темп обновления оборудования, использование не-brandname техники, низкий уровень заработной платы, использование зачастую ворованного ПО и т.п.) применимость полученных в этом исследовании оценок к российской действительности и ограничена, они дозволяют понять на качественном уровне, как формируется TCO.

В соответствии с моделью Microsoft и Interpose общие затраты на ИС разделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты удается оценить, анализируя бюджеты типичных ИС. К ним относятся затраты на:

  • аппаратно-программные средства (капитальные вложения и отчисления по лицензиям на новые системы, модернизацию и обновления);
  • администрирование (оплата сетевого и системного администрирования, администрирования накопителей, труда и субподряда, а также задачи реагирующего и упреждающего управления);
  • поддержку (служба технической поддержки, обучение, материально-техническое снабжение, командировки, договоры на обслуживание и поддержку, а также накладные расходы);
  • разработку (создание приложений и "содержания", тестирование и подготовка документации, в том числе разработка новых проектов, адаптация к требованиям заказчиков и обслуживание);
  • на оплату коммуникационных средств (выделенной линии и доступа к серверам).

Косвенные затраты возникают в связи с тем, что конечные пользователи предоставляют поддержку сами себе и своим коллегам, которая редко учитывается организациями, а также из-за плановых и внеплановых перерывов в работе информационных систем. Эти затраты достаточно велики во многих российских компаниях, где бюджет службы ИТ относительно мал, и бремя технической поддержки перенесено непосредственно на конечных пользователей. Даже в США, как показывают исследования Interpose, свыше 50% средних расходов организаций на ИТ образуется вне традиционных бюджетов ИС.

Рассмотрим, как Windows NT сопоставима по этому параметру с другими ОС. Мы начнет со сравнения начальных затрат на серверные платформы.

Первые траты обычно приходятся на закупку ПО и оборудования. И если стоимость Intel-оборудования при использовании всех современных коммерческих ОС примерна одинакова, то затраты на приобретение серверных и клиентских лицензий на ПО может сильно варьироваться. Главное, здесь - учитывать спектр функциональных возможностей, включенных в тот или иной пакет.

Например, обновление программного обеспечения Novell на 25 компьютерах обойдется примерно во столько же, во сколько установка комплекта на основе Windows NT Server, который обеспечивает гораздо больше функциональных возможностей. Цена же Microsoft BackOffice Small Business Server с 25 клиентскими лицензиями чуть меньше, чем у сервера Novell intraNetWare с 25 клиентскими лицензиями (см. www.microsoft.com/rus/migration/nt_novell.htm). Однако BackOffice включает интегрированные средства совместного использования факсимильной связи и модемов, СУБД SQL Server, почтовый сервер Exchange и универсальную консоль управления. Затраты же на дооснащение сервера под intraNetWare теми же функциональными возможностями могут увеличить общий бюджет втрое.

Unix-системы, например, Solaris на платформах Intel и Sparc также оказываются существенно дороже, чем Windows NT. Более того, при использовании Solaris в качестве файлового сервера компаниям придется докупать дорогостоящее клиентское ПО (порядка $50-$100 за лицензию) типа Sun Solstice, что дополнительно увеличит общую стоимость сети. Использование же программ эмуляции Windows NT-сервера на Unix, например бесплатного ПО Samba, позволяющих отказаться от закупок клиентских лицензий приводит к более трудоемкой процедуре управления правами доступа и, возможно, к ослаблению общей защищенности системы.

Некоторые компании считают, что установка бесплатных (правильнее сказать, дешевых) ОС - Linux и FreeBSD - позволит им сэкономить. Такой шаг, хотя и позволяют снизить затраты на первом этапе, приводит к увеличению стоимости владения за счет более сложного администрирования.

В марте 1999 года исследовательская компания Business Research Group (BRG) опубликовала результаты опроса 500 профессионалов ИТ об уровне их удовлетворенности Windows NT 4.0, Solaris на платформе SPARC и Novell NetWare и различных Unix (см. www.microsoft.com/NTServer/nts/exec/reviews/BRGTCOWP.asp).

Как оказалось, использование Windows NT 4.0 вместо NetWare/Unix приводит к:

  • снижению TCO на 19%;
  • снижению затрат на оборудование на 25%;
  • снижению затрат времени на установку ОС и приложений на 37%$
  • снижению затрат средств на интеграцию служб на 57%;
  • уменьшению затрат средств на обучение на 42%;
  • снижение затрат времени на обучение работе с приложениями, а следовательно и затрат, на 17%.

В сравнении с Solaris операционная система Windows NT:

  • требует на 50% затрат на обучение, оборудование и обслуживание;
  • на 36% меньше затрат в расчете на один сервер;
  • на 46% меньше затрат в расчете на пользователя;
  • на 68% 46% меньше затрат на добавленное ПО, включая средства разработки, СУБД, приложения и утилиты;

Откуда берутся такие цифры, легко понять на примере intraNetWare. Эта ОС требует огромного времени на установку и конфигурирование сервера. По оценкам экспертов (см. статью Энди Бойда "Как я покорил пользователей Novell NetWare операционной системой Windows NT Server" по адресу www.microsoft.com/rus/migration/nt_novell.htm), чтобы настроить NetWare Server с поддержкой IP-протокола, Web-сервериса, факсимильной связи и платформы базы данных, компании необходимо оплатить до двадцати часов работы внешнего консультанта или своего собственного администратора сети. ПО Small Business Server, благодаря мощному мастеру установки, настраивается же не больше часа, производя основную часть работу автоматически, без вмешательства человека.

Что, касается Linux и FreeBSD, то для этих систем оценок TCO пока нет. Однако, они являются по сути своей Unix-системами, а стало быть затраты на их поддержку должны быть соизмеримы с затратами для других Unix-систем. Более того, для них затраты на поддержку могут быть даже выше ввиду неразвитости имеющихся в них средств администрирования. К тому же эти ОС не обеспечивают интеграции приложений, каковая имеется в Windows NT, что приводит серьезному снижению продуктивности работающих с ними пользователей.

Грамотное использование Windows NT приводит к серьезному сокращению TCO. Несколько лет назад Microsoft выдвинула инициативу "нулевые расходы на администрирование" для Windows (Zero Administration for Windows), которая позволяет менеджерам удаленно управлять системами пользователей, оборудованием, программными средствами. Данная инициатива нашла свое воплощение в ряде продуктов Microsoft, таких, как Zero Administration Kit (ZAK), Systems Management Server (SMS), Windows NT Terminal Server Edition и др.

Например, пакет Zero Administration Kit (ZAK) содержит инструменты и наборы шаблонов, позволяющие определять стандартные конфигурации рабочего пространства пользователя сети, в зависимости от того, какие производственные задачи он должен решать.

При помощи стандартных шаблонов можно, скажем, указать, чтобы после перезагрузки на станции запускалось только одно конкретное приложение или же пользователь мог выбирать только из нескольких приложений, не имея возможности ни запустить, ни установить никаких других. Соответственно в организации сократятся и расходы, связанных с потерей времени на непроизводственную деятельность пользователей, и несанкционированной установкой ими программного обеспечения.

Мы вернемся к рассказу об управляемости сетью и проблеме снижения TCO, когда будем обсуждать применимость Windows NT в качестве платформы для крупной корпорации и Windows 2000.

Суммируя сказанное, можно сказать, что операционная система Microsoft Windows NT 4.0, будучи развернута на серверах и рабочих станциях, приводит к более низкой совокупной стоимости владения информационными технологиями, по сравнению с ситуацией, когда используются конкурирующие ОС.

В начало страницы


Содержание


Начало

Миф №1
Windows NT - это просто очередная ОС

Миф №2
Windows NT работает неустойчиво и медленно


Миф №3
Покупать и эксплуатировать Windows NT слишком дорого

Миф №4
Windows NT не обеспечивает должного уровня защиты данных

Миф №5
Windows NT Server ничем не отличается от Windows NT Workstation, хотя и стоит втрое дороже, не поддерживает многопроцессорное исполнение и более 2 Гбайт памяти; NT-компьютеры нельзя объединять в кластеры

Миф №6
Windows NT не обеспечивает удаленного доступа к ресурсам серверов

Миф №7
На базе Windows NT нельзя строить большие сети: нет возможности дистанционного администрирования и службы каталогов

Миф №8
Windows NT не совместима в сети ни с чем, кроме себя самой

Миф №9
Windows NT не годится для создания Web-сайтов

Миф №10
Интересоваться Windows 2000 не стоит - в ней не будет почти никаких технологических новинок

Миф №11
Звание сертифицированного специалиста по Windows NT - ненужная роскошь

Предыдущий миф Миф №2 Миф №4 Следующий миф