Microsoft Exchange Server  
microsoft
  Платформа 2001  |   Продукты  |   Технологии  |   Примеры внедрения  |   Справочная информация  |   Практикум Microsoft  |


Начало раздела

Microsoft Windows 2000

Microsoft Office 2000

Microsoft SQL Server 7.0

Microsoft Exchange Server

Microsoft Visio 2000


© 2000 Корпорация Microsoft. Все права защищены.

Примеры внедрения в Росии и странах СНГ

Внедрение технологий Microsoft в нефтяной компании "Сургутнефтегаз"

Интервью с Ринатом Гимрановым, начальником управления информационных технологий нефтяной компании "Сургутнефтегаз"

Что из себя представляла информационная система компании "Сургутнефтегаз" до начала внедрения платформы Microsoft?
Р.Г.:Традиционно мы развивали направление мэйнфреймов IBM, еще со времен ЕС ЭВМ. С началом внедрения персональной техники у нас было развернуто около 20 локальных сетей на базе NetWare. На клиентских рабочих местах мы использовали MS-DOS и Windows 3.1, по 20-50 клиентов на каждую локальную сеть. Причем клиентские машины тогда были не выше 386-х, а сервера - максимум 486-е. Локальные сети были разрознены, только три или четыре из них были объединены в региональную сеть. В качестве системы передачи сообщений использовалась Lotus cc:Mail.

В те времена серверная комната с пятью-шестью серверами считалась большим достижением. Сервера использовались как "свалка" файлов, никакие серьезные приложения не применялись. Вот в такой ситуации мы находились до 1995 года.

И что же Вас не устраивало в существующем положении вещей, что Вы хотели сделать?
Р.Г.:В первую очередь мы хотели развиваться. Развиваться было трудно. Скажем, логика развития корпоративной системы, использовавшей cc:Mail, подразумевала использование Lotus Notes - во всяком случае, нам тогда так казалось. Но внедрение Notes оказалось неимоверно тяжелой задачей. Впоследствии оказалось, что внедрять Microsoft Exchange гораздо легче.

В 1995 году мы начали ближе знакомиться с технологиями, предлагаемыми Microsoft, и поняли, что на платформе Microsoft можно реализовывать серьезные решения. Не говоря уже о том, что развитие информационной системы на основе продуктов Microsoft вполне укладывалось в общую стратегию - ведь на рабочих местах мы уже тогда использовали продукты, входящие в Microsoft Office.

Кстати, когда "Сургутнефтегаз" перешел на легальное использование программного обеспечения?
Р.Г.:Мы всегда, с самого начала использовали легально приобретенные программные продукты. У нас очень законопослушная позиция во всем, не только в приобретении программных продуктов... Так что клиентское программное обеспечение Microsoft у нас было выбрано изначально. А серверные технологии мы начали использовать, когда у нас началось внедрение системы СИРИУС фирмы "ЦентрИнвест Софт", основанной на Microsoft SQL Server и Windows NT. Конечно, трудно было отойти от стереотипов NetWare, когда администратор относится к серверу исключительно как к файл-серверу. Это произошло, когда у нас реально заработали компоненты BackOffice, и мы поняли, что от сервера можно получить гораздо больше, чем файловую "свалку".

С какими проблемами Вы столкнулись при внедрении технологий Microsoft?
Р.Г.:С какими проблемами... Боюсь, что мне гораздо проще вспоминать положительные моменты. Если Вы выбираете для рабочих станций Windows и Office, а для сервера - Windows NT и BackOffice, то сразу получаете такие преимущества, как универсальность интерфейса и интегрированность. Интегрированность - это ключевой фактор. Можно противопоставлять Windows NT и NetWare, SQL Server и Oracle, Microsoft Exchange и Lotus Notes. Но Windows NT и BackOffice противопоставить уже нечего. Добавьте к этому Microsoft Office на рабочей станции, и Вы получите ни с чем не сравнимую степень интеграции. Если учитывать интегрированность, то у Microsoft просто нет конкурентов - Вы получаете продукт, который действительно решает все Ваши проблемы. Не говоря уже о том, что инженера по комплексу продуктов Microsoft подготовить гораздо легче, чем универсального специалиста, который одинаково хорошо знал бы, скажем, UNIX, Oracle и Notes. Динамика развития продуктов Microsoft очень положительная. Поэтому выбор поставщика платформенного решения в пользу Microsoft сегодня происходит вполне естественно. Куда ни посмотри, минусов нет.

Есть такое понятие - ориентация на лидера. Чем больше доля рынка Microsoft, тем больше ресурсов вкладывается в поддержку технологий Microsoft, тем больше народу их тестирует, выглаживает; тем больше независимых разработчиков выпускает свою продукцию для платформы Microsoft. Возьмите SAP R/3. Изначально эта система была в равной степени ориентирована на UNIX и Windows NT, а сейчас доля инсталляций R/3 на Windows NT все больше и больше. R/3 прекрасно ориентируется на платформу Microsoft, от уровня рабочей станции до уровня сервера.

И все же - легко ли проходила миграция? Скажем, с NetWare на Windows NT?
Р.Г.:Мы не успели оглянуться, как количество серверов NetWare у нас сократилось с 20 до 5, а число серверов Windows NT выросло с 2 до 20. На самом деле у нас не было процедуры перехода с конкретного сервера NetWare на сервер Windows NT. Мы устанавливали в локальной сети дополнительный сервер Windows NT, на который постепенно нагружали дополнительные функции. С течением времени сервер NetWare попросту вытесняется, с него снимается вся нагрузка и его можно отключить. Постепенно возникает необходимость в дополнительных серверах Windows NT, для тех или иных приложений, они устанавливаются.

Каковы теперь параметры корпоративной системы "Сургутнефтегаза"?
Р.Г.:У нас по-прежнему 20 серверов, только теперь это сервера Windows NT. Число пользователей выросло примерно в два с половиной раза, сейчас к сети подключены более 2 тыс. клиентов.

Можно ли оценить возврат инвестиций, вложенных в информационную систему?
Р.Г.:Здесь надо учитывать многие факторы. Во-первых, элементарно возросла скорость подготовки документов. Во-вторых, многие бизнес-процессы теперь происходят по электронной почте - вместо обмена факсами и телефонными звонками. В-третьих, с внедрением систем документооборота и архива возросла скорость прохождения и поиска документов. Так что выигрыш от повышения степени организованности системы есть, и весьма существенный. Подсчитать его трудно, поскольку строгих методик нет.

Для чего потребовалось заключать генеральное соглашение с Microsoft?
Р.Г.:Для того, чтобы мыслить не на уровне программных продуктов и компьютеров, а на уровне проектов. Мы уже не говорим: нам нужно столько-то лицензий. Мы говорим: нам нужно решить некую проблему, например, управление договорными циклами. Это новый уровень взаимоотношений.

Опираясь на плечо такого партнера, каким является Microsoft, я могу быть уверен в том, что сделанное нами сегодня не пропадет, и что запланированное нами на завтра будет реализовано.

В начало страницы