Электронная сеть как гарантия «прозрачных» и честных выборов в Южной Африке

Независимая избирательная система использует новейшие технологии для развития демократии в Южной Африке

Технологии двадцать первого века — от устройств считывания штрих-кода для регистрации избирателей до антенн спутниковой связи для трансляции результатов голосования — стали важнейшим фактором в подготовке и проведении вторых в истории Южной Африки общенациональных демократических выборов. Роль новых технологий заключалась в том, чтобы обеспечить более четкую организацию, более надежную защиту и большую "прозрачность" по сравнению с первыми выборами 1994 года.

Общенациональные выборы 2 июня 1999 года перенесли избирательный процесс в Южной Африке в компьютерный век. Для страны, где отсутствует развитая технологическая инфраструктура, а в сельской глубинке местами нет даже элементарной телефонной связи, это грандиозное достижение. Перед Независимой Избирательной Комиссией (IEC), призванной обеспечить в Южной Африке свободные и справедливые демократические выборы, стояла трудная задача. Предстояло собрать, проверить и обнародовать результаты голосования в стране с более чем 18-миллионным контингентом избирателей при отсутствии надежных телекоммуникаций и опыта в проведении выборов. Для решения этой задачи IEC обратилась за содействием к фирме Andersen Consulting и ее партнерам Microsoft и Hewlett Packard.

Фирма Andersen Consulting, совместно с высококвалифицированными специалистами в области специализированных систем, компьютерного оборудования и телекоммуникаций, разработала на базе Microsoft Windows NT Server современную информационную инфраструктуру для обработки результатов с 15  000 избирательных участков приблизительно в 500 муниципалитетах. Решение включало разработанный компанией Hewlett Packard пакет программ HP Openview for NT для корпоративного управления.

С созданием новой коммуникационной сети во многих сельских районах впервые появились спутниковые «тарелки» и факс-аппараты. Для составления первого в стране избирательного списка применялись специальные устройства считывания штрих-кода (наподобие контрольных сканеров, используемых в супермаркетах). В общей сложности оказалось зарегистрировано более 18 млн. избирателей. Была создана гигантская Географическая информационная система (GIS), включая крупнейший в мире принтерный зал, где было отпечатано 75 000 цветных масштабных карт, на которые были нанесены границы избирательных округов. Для сбора и обнародования результатов голосования был создан “Избирательный центр” с оптоволоконной связью, оснащенный 25 высокоскоростными серверами и соединенный с гигантским автоматизированным центром обработки телефонных звонков.

"Это грандиозное мероприятие наглядно показало, какую роль могут сыграть информационные технологии в процессе демократизации, — говорит Уилли Хьюма, сотрудник Andersen Consulting по связям фирмы с Независимой Избирательной Комиссией ЮАР. — Успешная организация этих выборов доказывает, что можно надежно защитить демократические процессы в любой развивающейся стране, где есть искреннее стремление к демократии".

"Сложнейшая задача — создать действительно мощную и хорошо отлаженную систему, которая гарантировала бы надежную организацию и добросовестное проведение выборов, — была решена в предельно сжатые сроки в условиях постоянного дефицита времени", — отмечает проф. Мандла Мчуну, главный администратор Независимой Избирательной Комиссии ЮАР.

Решение реализовано на развернутой в избиркоме платформе Microsoft. В нем используется Microsoft Transaction Server как часть межплатформенной архитектуры на базе Компонентной объектной модели (COM Middleware Architecture). Для разработки приложений использовались инструменты Microsoft Visual Interdev 6.0 и Visual Basic 5.0, а для их выполнения — Internet Explorer 4.0. Разработка проводилась на базе Netcentric Architecture — единой архитектуры, поддерживающей подключение множества персональных компьютеров к множеству источников базы данных Microsoft SQL Server 7.0 при помощи технологий, опирающихся на открытые и надежные общепринятые стандарты – например, Интернет.

Создание надежной информационно-технологической инфраструктуры для Независимой Избирательной Комиссии и помощь в организации самостоятельной и прочной системы для будущих выборов является одним из крупнейших проектов фирмы Andersen Consulting в рамках инициативы «Человеческий капитал» (Human Capital). В проектах по поддержке регистрации избирателей и проведения Общенациональных выборов 1999 года участвовали несколько сотен специалистов Andersen Consulting в области государственного управления, технологии, организации процессов, управления изменениями и человеческих ресурсов. Эти проекты вкратце описаны ниже.

Географическая информационная система

Чтобы упорядочить поток голосующих и избежать очередей на избирательных участках, Независимая Избирательная Комиссия ЮАР ограничила число избирателей на каждый избирательный участок (не более 3500 человек в городах и не более 1200 человек — в сельской местности). Кроме того, каждый избирательный участок должен был находиться в радиусе не более 10 километров от избирателей. Чтобы получить данные, необходимые для формирования избирательных округов, была создана современная Географическая информационная система (GIS).

Сбор данных для GIS занял у Andersen Consulting 18 месяцев (заметим, что, как правило, на аналогичные проекты уходит от трех до пяти лет). К этой работе были привлечены 500 человек из 11 различных организаций. Созданный в рамках проекта крупнейший в мире принтерный зал позволил изготовить 75 000 цветных карт, на которые были нанесены границы избирательных округов. При формировании округов учитывалось предельно допустимое число избирателей на каждый участок и естественные границы в виде рек и горных хребтов. На основании топографических данных и результатов переписи населения было установлено 14 500 избирательных округов.

Регистрация избирателей с помощью технологии штрих-кода

При регистрации избирателей применялась технология сканирования штрих-кодов. Специальные считывающие устройства позволяли зафиксировать сведения о каждом индивидууме и проверить его возрастные данные и данные о гражданстве. Для регистрации около 18 миллионов потенциальных избирателей использовали 25 000 сканеров. Ежедневно на центральный сервер избиркома поступали — в зашифрованном виде — регистрационные данные с 500 узлов. В итоге, в избирательные списки было занесено более 18 000 000 человек. Система регистрации избирателей обеспечивает также широкий спектр статистических данных по каждому избирательному округу, муниципалитету и провинции.

Избирательный центр

Все результаты голосования стекаются в Избирательный центр. Данные поступают по телефону, по факсу и по глобальной спутниковой сети. Избирательный центр выступает в роли единого концентратора, позволяющего избиркому следить за ходом выборов и обеспечивать полную открытость и гласность. Он объединяет оперативный центр обработки телефонных звонков, где ведется подсчет голосов; пресс-центр, обеспечивающий прозрачность результатов голосования; центр политических партий, обеспечивающий немедленный доступ к результатам голосования; и контрольный центр, отслеживающий возможные расхождения в представляемых отчетах. Результаты голосования (включая почти 50 000 телефонных звонков) обрабатываются и выводятся на установленное в Центре гигантское электронное табло в виде избирательных бюллетеней.

Система проверки результатов объединяет и проверяет результаты, поступающие с каждого из 14 500 избирательных участков, сравнивая информацию, полученную по факсу, по телефону и через глобальную спутниковую сеть. Система обеспечивает 26 различных онлайновых отчетов и рассчитана на обработку 30 000 факсов, 30 000 телефонных сообщений и 30 000 результатов, зафиксированных в 453 местных отделениях избиркома по всей стране. В периоды пиковой нагрузки число пользователей, получающих доступ к Системе проверки результатов, может достигать 900 человек.

Глобальная спутниковая сеть

Поскольку в некоторых отдаленных районах Южной Африки отсутствует телефонная связь, для дистанционной передачи данных регистрации и результатов голосования потребовалась общенациональная сеть спутниковой связи. За три недели на территории страны было установлено около 550 спутниковых «тарелок». Не без основания полагают, что созданная глобальная сеть является одной из самых быстродействующих в мире. Эта сеть с поддерживающей ее инфраструктурой служит магистралью, связывающей IEC с отделениями в провинциях и на местах.


"Мозговой центр"

Контроль и управление ходом выборов осуществляется из "Мозгового центра". Концепция “мозгового центра", разработанная военными, обеспечивает централизованное принятие решений. Сюда стекается важнейшая информация по всем аспектам проведения выборов.

Толчком к созданию "Мозгового центра" послужило желание главного администратора Независимой Избирательной Комиссии проф. Мандлы Мчуну лично проследить за всеми аспектами деятельности избиркома. Это было продиктовано стремлением убедиться в эффективном и исправном функционировании всех систем на критическом этапе, предшествующем выборам. "Мозговой центр" (первый за пределами США) размещается на верхнем этаже здания и представляет собой "главный штаб" Независимой Избирательной Комиссии, где принимаются решения и разрабатываются стратегии. На оборудование Центра ушло 10 дней. Разноцветные графики, таблицы и диаграммы, развешанные на стенах, позволяют членам специально сформированных команд постоянно следить за ходом событий по каждому ключевому показателю.

Система подготовки кадров для проведения выборов

По оценке, для проведения Общенациональных выборов 1999 года IEC потребуется привлечь более 261 000 человек. Система подготовки кадров для проведения выборов помогает Независимой Избирательной Комиссии ЮАР в выполнении титанической задачи по набору и подготовке персонала. Эта система применяется во всех 453 местных отделениях избиркома на территории страны.

"Занимаясь преобразованием избирательного процесса в Южной Африке, наша команда испытывала чувство ответственности перед нацией, черпая вдохновение в искреннем стремлении Независимой Избирательной Комиссии к демократии, — говорит г-н Хьюма. — Нас воодушевляла перспектива внести свой вклад в укрепление демократии в Южной Африке и проложить путь для других стран".

Дополнительную информацию о компании и продуктах Microsoft можно найти на русскоязычной странице Web-серверa Microsoft по адресу http://www.microsoft.com/rus/

Microsoft, Россия, 125252, Москва, Чапаевский пер., д. 14
Тел.: 7/095/967-85-85                         Факс: 7/095/967-85-00