Генератор выходных документов


Инструментальная платформа ЭКСПРЕСС


Генератор выходных документов (ГВД) предназначен для формирования выходных документов (отчетов) на основе описания, хранимого в специальном справочнике описаний выходных документов, а также для просмотра и вывода документов на внешние устройства. Наряду с другими компонентами системы, такими как Анализатор Данных, ГВД служит для поддержки принятия решений на основе оперативных данных.

Генератор выходных документов состоит из четырех основных компонент:

Задачи, решаемые с помощью Генератора Выходных Документов, связаны с предоставлением корректной агрегированной информации, в требуемом разрезе, конечному пользователю для принятия решений. Кроме этого, реализован экспорт отчетов в различные форматы, печать на любой принтер, зарегистрированный в операционной системе, поддержка актуализации отчетов по произвольному условию.

Структурная схема ГВД приведена на рисунке:

 

Далее, определимся с терминами:

ЯОВД – язык описания выходных документов.

Группа документов – совокупность описаний выходных документов и других групп, сгруппированных по принципу общей обработки и свойств, содержит действия и данные, общие для всех подчиненных документов и групп.

Выходной документ (документ) – поименованная совокупность, состоящая из описания документа на ЯОВД, параметров его просмотра, печати и количества хранимых отчетов документа.

Отчет – сформированный документ, на определенный момент времени, содержащий обработанные оперативные данные в требуемом виде.

 

  Справочник выходных документов

Справочник выходных документов (или просто Справочник) предназначен для хранения описаний выходных документов. Он имеет иерархическую структуру, что позволяет объединять документы, имеющие общие свойства и правила обработки, в группы. Группа документов также имеет описание, которое наследуется каждым документом группы. Справочник позволяет добавлять, удалять и корректировать описания выходных документов, а также работать с уже сформированными выходными документами (отчетами). На уровне документа настраиваются параметры печати, а также признак хранения сформированного отчета. Для документов, по которым указано, что отчеты, по ним сформированные являются хранимыми, можно задать количество хранимых отчетов, которые можно просматривать без повторного формирования.

Функции работы со Справочником позволяют осуществлять следующие действия :

Справочник позволяет, во-первых, организовать работу с документами, описание которых уже имеется, и, во-вторых, заводить и описывать новые документы. Вторая возможность привлекательна еще и тем, что, как правило, требует знания не языков программирования, а гораздо более простого языка описания документов. Таким образом, Справочник является мощным инструментом, прежде всего, в руках администратора и квалифицированного пользователя.

 

Язык описания выходных документов

Язык описания выходных документов предназначен для описания внешнего вида, структуры и, при необходимости, дополнительных процедур обработки выходного документа. Компилятор преобразует описания документов на ЯОВД во внутренний формат, используемый структурным сканером, который генерирует по этому формату отчет. Компиляция описания выходного документа происходит каждый раз, как производится формирование отчета; можно настраивать частичную предкомпиляцию, что ускоряет процесс подготовки данных.

На ЯОВД возможно описание документов с динамической вертикальной и/или горизонтальной структурой («оборотки» и «шахматки»), по произвольной совокупности оперативных данных, развитые возможности дозапроса параметров подготовки данных для отчета

При подготовке данных для отчета можно использовать реляционные операторы, представленные в ЯОВД, дающие возможность гибко манипулировать данными.

 

Структурный сканер 

Структурный сканер предназначен для сканирования исходной базы данных и формирования отчета по описанию, сформированному компилятором ЯОВД. Отчет формируется в БД определенного формата, которая создается и удаляется автоматически. Сканер производит группирование записей, накопление сумм, разбивку на страницы и формирование строк отчета. Сканер формирует первую порцию строк отчета, после чего запускается модуль просмотра, а формирование документа продолжается совместно с просмотром в фоновом режиме.

 

Модуль управления отчетами  

Модуль управления отчетами предназначен для хранения и просмотра отчетов, экспорта отчетов другие форматы (текст, EXCEL, HTML и другие), а также для их печати. Модуль состоит из 3-х мониторов:

Монитор управления отчетом отвечает за хранение отчетов, формирование отчетов на основании данных, поступающих из структурного сканера, предоставление данных для монитора просмотра и экспорта отчетов в другие форматы. Экспорт отчетов в другие форматы реализован через PLUG IN, что позволяет использовать собственные конверторы в требуемый формат. Экспорт в MS Excel дает возможность реализовать деловую графику, что повышает презентабельность результатов.

Монитор просмотра отчетов реализован как OLE-сервер, что позволяет его использовать в качестве сервера автоматизации. Из данного монитора пользователь может фиксировать уровни отчета (шапки и подвалы), а также левую зону, для удобства просмотра информации, ставить пометки и примечания для строк отчета, производить печать и экспорт.

Монитор печати предназначен для печати выходного документа на любом устройстве вывода, зарегистрированном в операционной системе. Печать может производиться как в фоновом режиме, так и в монопольном. Монитор печати поддерживает многоколоночную печать, печать нескольких экземпляров, выборочную печать, разбиение логической страницы на несколько физических, автоматическую подгонку размеров страницы отчета на физический лист и т.д..

 

Актуализация отчетов

                 С помощью других мониторов системы реализуются функции поддержки актуальности отчетов. Под актуализацией понимается предоставление информации в отчете, актуальной согласно заранее оговоренным условиям. В качестве условий может выступать временной интервал, или изменение в данных, которое следует отразить в отчете (например, отчет о фактически отработанном времени должен переформироваться, в случае если произошли изменения в табеле). Для этого необходимо использовать такие компоненты, как: Процессор расчетов, Программные сервера, Монитор Входных документов, Библиотека ресурсов.

Пример схемы реализации актуальности отчета по изменениям в оперативных данных приведен на рисунке:

   

Как видно из рисунка, при внесении изменений в Табель (Входной документ), Процессор расчета запускает на обработку соответствующий Узел расчета. В узле анализируется характер изменений, и в случае необходимости формируется транзакция, выполняемая на уровне бизнес-логики, для переформирования отчета. Для задания такой схемы актуализации, Администратор создает Узел расчета в Библиотеке ресурсов, связанный со строками входного документа Табель, и описывает условия формирования отчета.

Возможно использование более простой схемы, в которой отчет формируется с указанной периодичностью. Для этого Администратор настраивает на сервере бизнес-логики программный сервер, выполняющийся через заданный интервал времени, и тем самым достигается требуемый результат.

В обоих случаях, для реализации подобных схем, Администратору достаточно произвести требуемые настройки в системе.

 Заключение

               Генератор Выходных Документов дает в руки Администратору неограниченные возможности по созданию отчетов любой сложности, направленных на предоставление своевременной и целостной информации, необходимой для принятия решений.