Решения Microsoft 2000   Продукты  |   Поддержка  |   Поиск  |   Путеводитель по серверу  
microsoft
  Платформа 2001   |   Digital Dashboard - Русские компоненты   |
Основная страница

Введение

Методология

Технологии

Продукты

Решения

Где и как приобрести продукты Microsoft

Где и как обучиться по продуктам Microsoft

Где и как получить техническую поддержку и консультации


Формирование структуры ИС

Элементы построения корпоративной базы знаний
Структура электронной нервной системы предприятия

При построении информационной системы необходимо для каждого этапа определить последовательность выполняемых работ, а также перечень требуемых для его реализации средств. В Табл. 1 приведены этапы построения системы и работы, выполняемые в каждом из них.

Табл. 1

Этапы Работы
Анализ Обследование деятельности организации
Анализ существующих ИС
Формирование требований к ИС
Разработка плана создания ИС
Проектирование Концептуальное проектирование
Разработка архитектуры ИС
Проектирование общей модели данных
Формирование требований к приложениям
Разработка Разработка и тестирование приложений
Разработка интеграционных тестов
Разработка пользовательской документации
Интеграция и тестирование Интеграция и тестирование приложений
Оптимизация приложений и баз данных
Подготовка эксплуатационной документации
Тестирование системы
Внедрение Обучение пользователей
Развертывание системы на месте эксплуатации
Установка баз данных
Эксплуатация
Сопровождение Регистрация, диагностика и локализация ошибок
Внесение изменений и тестирование
Управление режимами работы ИС

Процесс создания ИС можно описать следующим образом.

  1. Основой для создания ИС являются модель бизнес-процессов, выполняемых в компании и реализующих ее цели и задачи. Если такая модель построена, то с ее помощью могут быть сформулированы основные требования к информационной системе.
  2. В результате формулирования требования к ИС и на их основе получаются требования к архитектуре ИС, ее информационному и программному обеспечению. Определяется архитектура и состав программного обеспечения, перечень баз данных и необходимых приложений; формулируются требования к ним.
  3. На основании полученного перечня приложений и баз данных и сформулированных требований к ним разрабатываются сами приложения и базы данных, и производится их тестирование и интеграция.

Целью работ, выполняемых на этапе анализа, является формирование требований к ИС, отражающих цели и задачи организации.

Основу деятельности любой организации составляют бизнес-процессы, которые определяются целями и задачами организации. Эти процессы обеспечивают реализацию всех видов деятельности организации, связанных с производством товаров и/или услуг, которые она производит или продает и поставляет.

Каждый бизнес-процесс характеризуется определенными во времени началом и концом, интерфейсами, которые связывают его с другими бизнес-процессами в организации или описывают выход во "внешний мир", последовательностью выполняемых работ и правилами их выполнения (бизнес-правилами).

В процессе описания организации и ее деятельности на основе бизнес-процессов последовательно создаются три основные модели организации: стратегическая, укрупненная и детальная.

Процесс создания и развития моделей, описывающих деятельность организации, начинается с построения стратегической модели организации, которая описывает основные аспекты ее деятельности организации. Главное назначение стратегической модели заключается в определении основных целей и задач организации и в формировании модели бизнес-процессов, описывающих основные виды деятельности организации и реализующих ее стратегические цели и задачи.

При построении модели бизнес-процессов на стратегическом уровне рассматривается не иерархическая структура организации, а прохождение бизнес-процессов между подразделениями независимо от их иерархии и границ.

После получения стратегической модели организации создаются ее укрупненная и детальная модели - каждая из моделей позволяет определить требования и характеристики отдельных составляющих информационной системы организации (см. Табл. 2).

Табл. 2

  Функции Данные Люди Сеть
Укрупненная модель список бизнес-процессов и бизнес-функций организации списки документов и объектов структурная модель организации перечень структурных подразделений и внешних организаций
Детальная модель функциональные модели подразделений информационная модель организации структурные модели подразделений, роли персонала логическая модель сетей подразделений организации и внешних связей
Формулируемые требования требования к функциям; диаграмма потоков данных требования к данным; модель и структуры данных требования к пользовательским интерфейсам требования к сетевой архитектуре системы

Основными задачами создания укрупненной модели системы являются отображение основных бизнес-процессов, которые описаны на стратегическом уровне (без привязки к структуре организации), на реальную структуру организации, а также выделение основных функций подразделений и уточнение состава и характеристик бизнес-процессов. На этом этапе проводится обследование подразделений, в результате которого выявляются выполняемые в них основные функции. Эти функции распределяются по бизнес-процессам, проходящим через каждое подразделение. В результате формируются и уточняются общие списки бизнес-процессов и функций по подразделениям, списки входных и выходных документов и другие характеристики.

Главными целями создания детальной модели системы является построение концептуальной модели данных и функциональной модели организации. Для этого проводится детальное описание функционирования организации и ее подразделений, позволяющее выделить все функции подразделений, обрабатываемые в них документы, основные данные, описать регламент работы персонала и создать в итоге функциональную модель организации и концептуальную модель данных.

Построенные модели организации могут использоваться для:

  • формирования требований к ИС.
  • анализа деятельности организации (и последующего целью ее улучшения в зависимости от результатов анализа).
  • Формирования плана создания, развертывания, сопровождения и развития информационной системы.

Решение вопросов, связанных с реализацией требований к вычислительным средства и телекоммуникациям ИС, рассмотрено в различной литературе, поэтому остановимся на реализации требований к информационному и программному обеспечению ИС.

Поскольку данные составляют основу деятельности любой организации и являются наиболее стабильной ее составляющей (функции и структура организации меняются гораздо чаще), то при построении корпоративной ИС целесообразно использовать подход, основанный на данных. Такой подход обеспечивает наилучшее архитектурное решение при разбиении системы на приложения, а также простоту и согласованность их интеграции.

В качестве основы для реализации этого подхода целесообразно использовать концепцию управления знаниями - в этом случае информационная система организации рассматривается как единая система управления знаниями, а создание ИС направлено на унификацию всех знаний, накопленных в организации, упорядочение процессов использования информации в ней, а также повышение эффективности доставки информации пользователям и группам, выполняющим специализированные задачи. Эти категории пользователей в последнее время стали называться интеллектуальными работниками (knowledge workers), поскольку они постоянно работают с корпоративной информацией, от них зависит правильность принимаемых решений и, в конечном счете, судьба бизнеса компании.

Элементы построения корпоративной базы знаний

Поскольку разработка эффективной системы управления знаниями связана с решением множества вопросов различного плана - стратегического развития, обслуживания процессов и решения текущих технологических проблем, - то необходимо предоставить сотрудникам организации соответствующие инструменты. Для того чтобы сформировать корпоративную базу знаний, ориентированную на конечный результат и учитывающую поставленные стратегические задачи, проекты создания ИС следует планировать и разрабатывать с учетом стратегии ведения бизнеса организации (см. Рис. 1).

Рис. 1. Составляющие стратегии развития бизнеса

Реальные бизнес-процессы. Управление знаниями должно быть ориентировано на конкретные бизнес-процессы. Разработку нужно начинать с объективного анализа стратегического потенциала компании, ее слабых сторон и целей - это ключевые направления, где внедрение системы принесет наиболее значимый эффект.

Динамика организационного развития. Следует преодолевать исторически сложившиеся барьеры для свободного обмена знаниями и развивать идею новаторства. На Рис. 2 показано, что препятствует внедрению интеллектуальных ИС.

Рис. 2. Факторы, препятствующие развитию корпоративных систем управления знаниями (Microsoft, 1999)

Технологические навыки. Для решения этих задач необходимо применять привычные для пользователей инструменты. При этом нужно учитывать следующие правила.

  1. Пользователи не должны заново обучаться правилам работы при переходе на новые инструменты. Несоблюдение этого требования ведет к избыточным затратам на обучение персонала и в значительной степени к нежеланию персонала работать с новыми продуктами
  2. Технология должна обеспечивать доступ только к нужной бизнес-информации, получаемой из любых возможных источников - как новых, так и перешедших от прежних систем.
  3. Учитывая все возрастающую "мобильность" сотрудников организации, создаваемая информационная система должна поддерживать работу широкого спектра устройств - от модемов до портативных систем.
  4. В каждой организации имеется свой уникальный набор информационных данных и собственные особенности ведения бизнеса, которые должны быть учтены при разработке проекта создания ИС.

Структура электронной нервной системы предприятия

Корпорация Microsoft и ее партнеры предоставляют полный комплект технологий, продуктов и систем, которые могут использоваться для создания единой платформы управления знаниями (см. Рис. 3).

Рис. 3. Единая платформа управления знаниями

Персональные системы для обработки знаний. Для удобного и функционального доступа к корпоративным базам знаний нужен набор программных средств - простых и удобных в применении; имеющих широкое распространение; обладающих богатыми функциональными возможностями и допускающих их наращивание; предоставляющих доступ к данным, расположенным в любом источнике, а также к другим программным системам.

В качестве такой системы может использоваться комплект офисных приложений Microsoft Office 2000. Он обеспечивает динамический прямой доступ к любым информационным хранилищам корпорации, поддерживает обмен сообщениями при выполнении совместных работ и служит системой для изготовления рабочих документов. Благодаря набору инструментальных средств работы через Интернет он позволяет осуществлять совместную деятельность с любым источником информации в сети.

Более подробную информацию о Microsoft Office 2000 можно найти в разделе "Семейство продуктов Microsoft Office".

Сервис для обработки знаний предназначен для создания централизованных средств управления ключевыми информационными ресурсами компании, а также для предоставления специальных инструментов для их надежной доставки.

Сервис совместной работы служит для предоставления в общее пользование неформализованных данных с регистрацией по времени и месту. Благодаря встроенным средствам совместной работы пользователи Microsoft Office и Microsoft Exchange Server могут координировать личные календарные планы и задачи и организовывать тематические дискуссии. Программа организации телеконференций Microsoft NetMeeting® позволяет осуществлять обмен видеоданными, вести переговоры и совместно использовать файлы и приложения.

Более подробную информацию о Microsoft Exchange можно найти в разделах "Технологии совместной работы" и "Семейство серверных продуктов Microsoft BackOffice".

Управление информационным содержанием решает задачи сбора и размещения данных из источников, содержащих избыточную информацию. Корпорация Microsoft предлагает для специальные технологии, которые дают возможность собирать, кодировать и оформлять накопленный опыт и информацию, размещая их в централизованных хранилищах, откуда они при необходимости могут быть извлечены. С помощью Microsoft Exchange, Microsoft Site Server и Microsoft Office эту информацию можно обрабатывать каталогизировать и публиковать.

Более подробную информацию о Microsoft Site Server можно найти в разделе "Семейство серверных продуктов Microsoft BackOffice".

Интеллектуализация бизнеса - это процесс преобразование бизнес-данных в знания. Средства, существующие в Microsoft SQL Server для организации информационных хранилищ и Microsoft Office для выработки интеллектуальных бизнес-решений, позволяют проводить более взвешенную оценку имеющихся данных. С помощью Data Transformation Services можно наладить сбор всей необходимой информации из финансовых, производственных и других источников, находящихся в организации, а службы Microsoft OLAP Services, сводные таблицы (PivotTable) и инструменты Office Web Components позволяют производить анализ больших объемов информации и представить результат этого анализа в виде документов Microsoft Office или веб-страниц.

Системные средства. В качестве основы ЭНС используется Microsoft Windows 2000 Server, предоставляющий полный набор системных служб для надежного управления всеми ключевыми элементами любой системы. С помощью Microsoft Windows Active Directory® может быть создан централизованный, основанный на стандартных соглашениях инструмент для отслеживания персональной информации на компьютерах внутри предприятия, а консоль управления Microsoft Management Console позволяет вести стандартизированное управление работой прикладного ПО, обеспечивая при этом низкую стоимость владения. Использование Component Object Model (COM) - компонентной модели объектов - дает возможность обеспечить необходимую гибкость бизнес-разработок, позволяя легко изменять их функциональность и настройку под конкретные требования.

Microsoft Transaction Server (MTS) обеспечивает целостность выполняемых транзакций и является технологической основой для управления в среде масштабируемых, многопользовательских, многосерверных совместных вычислений, а службы Microsoft Message Queue (MSMQ) поддерживают асинхронный обмен сообщениями на базе транзакций между распределенными прикладными программами.

назад наверх дальше


© 2000 Корпорация Microsoft. Все права защищены.

Иные зарегистрированные логотипы и торговые марки являются
собственностью их владельцев.