Решения Microsoft 2000   Продукты  |   Поддержка  |   Поиск  |   Путеводитель по серверу  
microsoft
  Платформа 2001   |   Digital Dashboard - Русские компоненты   |
Основная страница

Введение

Методология

Технологии

Продукты

Решения

Где и как приобрести продукты Microsoft

Где и как обучиться по продуктам Microsoft

Где и как получить техническую поддержку и консультации


Принципы построения эффективной ИС

Последнее десятилетие ХХ века - это время интенсивного развития информационных технологий. Почему же при внедрении и эксплуатации информационных систем многие компании сталкиваются с еще более серьезными проблемами, чем при их отсутствии?

Для одних организаций проблемы связаны с использованием дорогостоящих и очень сложных систем, внедренных ранее. У других существуют проблемы во взаимоотношениях между бизнес-подразделениями и ИТ-отделами: они не могут (или не хотят) найти общий язык - а в результате страдает общее дело. И, наконец, у некоторых компаний нет правильной стратегии выбора решений, которые могли бы обеспечить реализацию необходимых функциональных возможностей.

Результаты исследования, проведенного корпорацией Microsoft и аналитическим агентством McKinsey (www.microsoft.com/rus/industry/metodology), показали, что существуют компании, получающие реальную пользу от применения информационных технологий.

Отличительной чертой этих "правильных" компаний является не техническое мастерство, а способ организации информационных систем. По сути, они управляют своими информационными системами примерно так же, как и другими важными функциями и процессами: обеспечивая административную поддержку на самом высоком уровне, прививая специалистам по информационным технологиям знание бизнес-терминологии и ориентируя усилия сотрудников технического отдела на достижение конкретных бизнес-целей.

В основе деятельности таких компаний лежат шесть принципов - своеобразных заповедей успеха.

Эти принципы главным образом показывают, что достижение успеха в сфере использования ИТ в меньшей степени связано с преодолением технических трудностей и в большей - с организацией управления информационной системой. Для правильного использования ИТ с организационной точки зрения необходимы последовательные изменения, строгая дисциплина и тесное взаимодействие бизнес-подразделений и ИТ-служб, а с технологической точки зрения - соответствующие технологии, стандарты и продукты.

Платформа Microsoft предоставляет все эти составляющие и реально помогает в разработке и создании эффективных информационных систем.

Итак, рассмотрим принципы построения эффективной ИС.

Основанием для внедрения новой информационной системы на вашем предприятии должна быть экономическая необходимость, а не, например, появление новых технологий.

Из-за взаимного недопонимания, как правило, характерного для отношений между руководителями бизнес-подразделений и ИТ-отделов, информационная система зачастую плохо связана со стратегией основной деятельности и рабочими процессами, ее реализующими. Лучшие из компаний стремятся ликвидировать этот разрыв и соединить развитие информационных технологий с разработкой бизнес-стратегии.

В фирмах с более высокой производительностью за информационную систему отвечают руководители бизнес-отделов, а не технические руководители. Это означает, что они ответственны за выбор, внедрение и оценку преимуществ новых приложений. ИТ-отдел сотрудничает с основными отделами в разработке приложений и выступает в роли "хозяина" технологической инфраструктуры.

При таком подходе руководители платят за то, что им по-настоящему нужно, потому что это напрямую связано с бюджетом организации. Кроме того, они быстрее принимают решения, устанавливая более короткие сроки выполнения работ и разбивая процесс внедрения на этапы, чтобы как можно скорее получить конкретные результаты.

Со своей стороны, ИТ-отдел поддерживает новые разработки и отвечает за организацию экономичной инфраструктуры. При этом руководство должно обладать достаточными знаниями, чтобы поддерживать конструктивный диалог со своим ИТ-отделом, а сотрудники ИТ-отдела - использовать бизнес-терминологию, а не технический жаргон. В таком случае руководители ИТ-отделов и бизнес-подразделений смогут оценивать эффективность предлагаемых решений и совместно проводить необходимую корректировку в случае неудач.

  • Microsoft разрабатывает проекты информационных систем на основе тщательного анализа рынка и независимых исследований тенденций развития информационных технологий.
  • Корпорация предлагает продукты, надежность и потребительская ценность которых подтверждены тщательным тестированием.
  • Широкий спектр ее продуктов позволяет построить информационную систему современного предприятия любого размера - от небольшой начинающей фирмы до транснационального гиганта.

Объем финансирования новой информационной системы должен определяться соображениями финансовой выгоды.

Результаты исследования показывают, что компании, успешно использующие ИТ в своей деятельности, принимают решения о новых крупных инвестициях в информационные технологии так же, как и любые другие финансовые решения, - сочетая качественную оценку с точки зрения бизнеса со строгим анализом затрат и выгод от внедрения информационных технологий.

Один из способов количественной оценки крайне неопределенных, но стратегически важных проектов заключается в применении научно-исследовательского подхода и тестировании систем в небольших масштабах.

Но "правильные" компании, решая вопросы приобретения приложений и развития инфраструктуры, не только думают об отдельных проектах, но и учитывают долгосрочные перспективы. В таких компаниях при стратегическом планировании информационные технологии обязательно принимаются во внимание, и ИТ-отдел следит как за текущим состоянием реализуемых проектов, так и за стратегическими планами компании на ближайшие три-пять лет.

И, наконец, эти компании избегают крупных единовременных капиталовложений, предпочитая постоянно обновлять свои системы и ежегодно инвестировать средства в их совершенствование на регулярной основе. Такой подход позволяет сохранить высокий технический уровень и не дает снизить эффективность работы из-за несбалансированной политики. Руководство компании должно понимать, что решения в области информационных технологий, как и в других сферах, должны быть взвешенными. Умение выбрать правильное решение зиждется на опыте. Те компании, которым не удается привлечь своих бизнес-менеджеров к обсуждению перспектив развития информационной системы и из-за этого бесконечно сменяют руководителей информационно-технических отделов, не смогут достичь необходимого уровня квалификации при принятии решений.

  • Решения, построенные на платформе Microsoft, позволяют достичь оптимального соотношения цена/производительность и, что наиболее важно, существенно уменьшить совокупную стоимость владения всей информационной системой.

Новая информационная система должна иметь простую и гибкую структуру.

На словах все выступают за стандартизацию, но лишь немногие реально придерживаются стандартов. Большинство компаний использует целый ворох приложений, разработанных самостоятельно или приобретенных у различных поставщиков. Иногда для таких задач, как работа электронной почты или выписка счетов, используется несколько базовых систем. В результате возникают сложные и громоздкие конгломераты приложений, и теряется гибкость инфраструктуры.

"Правильные" компании обеспечивают простоту и гибкость своей технологической среды за счет жесткого определения стандартов архитектуры и глубокого анализа реальных достоинств и недостатков в каждом конкретном случае отклонения от этих стандартов. Им удается сохранить простоту системы благодаря сокращению числа используемых технологий и платформ и построению гибких и простых в реализации архитектур.

При построении ИС учитываются и коммерческие аспекты, показывающие, какие стандарты приняты в отрасли и каковы гарантии поддержки данных технологий в будущем, так как поддержание морально устаревшей системы обходится чрезвычайно дорого.

Следует помнить, что при принятии решений в отношении применения и введения определенных стандартов руководители организаций не обязательно должны вникать в детали, но они должны уметь настоять на соблюдении выбранных стандартов. Если эти решения затрагивают различные сферы бизнеса, то на руководителя ложатся обязанности по выработке компромиссов и принятию оптимальных решений.

  • Решения корпорации Microsoft, предназначенные для построения ИС, основаны на модульной структуре, программные компоненты которой имеют идеальную взаимную совместимость и высокую степень интеграции. Такие системы обладают высоким уровнем масштабируемости и легко адаптируются под различные задачи пользователя.
  • Программные продукты Microsoft хорошо знакомы как ИТ-специалистам, так и многим рядовым пользователям.

Нужно выбирать решения, которые приносят конкретную пользу бизнесу практически с момента внедрения.

Чтобы избежать единовременной замены всех устаревших информационных систем, компании, успешно использующие информационные технологии, применяют стратегию поэтапного ввода. При таком подходе осуществляется постепенная модернизация всех систем. Это весьма привлекательный метод, поскольку он позволяет пользователям системы и, что самое главное, руководителям компании быстро увидеть реальную отдачу.

"Правильные" компании используют везде, где только возможно, стандартное программное обеспечение и вносят минимальные изменения в программы, предпочитая вместо этого рационализировать свои процессы.

"Золотое" правило: программное обеспечение нужно модифицировать только в том случае, если в первый же год инвестиции в разработку окупятся в четырехкратном размере - именно при таком соотношении будут покрыты расходы, связанные с поддержанием нестандартных программ.

Если заказной разработки нельзя избежать или целью является частная разработка, то "правильные" компании сосредотачивают свое внимание на тех 20% функций, которые отвечают за 80% деятельности. Они ставят перед собой задачу быстро разработать все эти функции, используя такие приемы, как пилотный проект.

Одной из наиболее приоритетных задач для всей организации при разработке приложений является четкое соблюдение сроков. Зачастую к работе привлекаются сторонние компании, чтобы привнести в ИТ-отдел диктуемую рыночными условиями дисциплину и ускорить процесс разработки. После внедрения приложения в обязательном порядке проводится ревизия завершенного проекта и выполненной разработки и оценивается полученный опыт с тем, чтобы учесть его в дальнейшей практике.

Для того чтобы такой подход заработал, руководители компании должны в достаточной мере знать функциональность программного обеспечения, иначе они не смогут проанализировать заявления о том, что стандартных функций такого ПО недостаточно. Они должны суметь потребовать реальные доказательства необходимости модификации стандартного программного обеспечения и оценить их состоятельность.

  • При создании новых продуктов Microsoft уделяет значительное внимание средствам, облегчающим их развертывание и сокращающим срок внедрения.
  • Стандартный интуитивно понятный интерфейс, продуманная логика использования программных продуктов Microsoft значительно сокращают процесс обучения и дают пользователям возможность практически сразу обращаться ко всем заложенным в них возможностям.

Следует постоянно совершенствовать информационную систему предприятия, добиваясь оптимальной производительности, надежности и удобства использования.

Компании часто недооценивают стоимость простой поддержки работы информационных систем. Во многих случаях затраты на приобретение той или иной информационной технологии составляют лишь треть затрат на эксплуатацию. Активное управление этой сферой деятельности поможет избежать стремительного роста текущих расходов на эксплуатацию и поддержание системы.

Если разработку приложений сравнить с производством продукции, то работу ИС можно сравнить с работой завода. Как и на заводе, многие действия выполняются круглосуточно и зачастую требуют мгновенной реакции.

Большинство "правильных" компаний оценивает производительность информационных центров и глобальных сетей по эталонным тестам.

Во многих отношениях управление ИТ-деятельностью требует больше административных, чем технических навыков. Поэтому чтобы достичь совершенства в деле эксплуатации системы, руководство должно научиться отделять расходы на ее поддержание от инвестиций в новое аппаратно-программное обеспечение. Новые инвестиции следует оценивать как решения по капиталовложениям, а эксплуатацию - исходя из поставленных целей в области обслуживания и затрат.

  • Специальные утилиты значительно упрощают администрирование ИС.
  • Тщательно анализируя типичные задачи своих клиентов и используя быстрый прогресс в области аппаратного обеспечения, корпорация Microsoft регулярно обновляет свои программные продукты, сохраняя при этом высокую степень совместимости и обеспечивая удобные средства перехода с предыдущих версий.

ИТ-отдел должен хорошо разбираться в бизнесе, а специалисты других подразделений - понимать методы эффективного использования информационных технологий. Внедрять новую информационную систему следует совместно.

Опыт показывает, что руководство "правильных" компаний инициирует дискуссии об информационных технологиях среди руководителей основных направлений деятельности и технического руководства. Важным результатом таких дискуссий является привлечение к планированию информационных технологий тех людей, учет мнений которых может устранить разрыв между технологиями и бизнесом.

В большинстве успешно использующих информационные технологии компаний менеджер по информатизации или руководитель ИТ-подразделения в первую очередь является бизнес-руководителем и только во вторую - техническим специалистом. В таких компаниях ИТ-отдел тесно интегрирован с остальными подразделениями, его сотрудники трудятся бок о бок с остальным персоналом и работа над всеми усовершенствованиями осуществляется совместно.

Бизнес-подразделения и ИТ-отдел должны принимать решения в области информатизации сообща, чтобы обеспечить их обоснованность. Для этого сотрудникам необходимы базовые знания в области ИТ, а специалистам ИТ-отдела - знания об основной деятельности компании. Ключевым моментом является привлечение основного персонала на стадии разработки и внедрения проекта.

В "правильных" организациях структура ИТ-отделов проста. Небольшое число сотрудников занимается поддержкой, а основное внимание уделяется производительности. Понимая, что держать специалистов по всем необходимым направлениям невозможно, компании имеют только тех, потребность в которых особенно значительна, а за другими услугами обращаются к внешним организациям. Они также постоянно следят за тем, чтобы поддерживать у сотрудников навыки по ключевым бизнес-процессам, и стремятся ограничить доступ представителей сторонних фирм к специализированным системам, дающим им преимущество перед конкурентами, чтобы не допустить утечки информации через подрядчиков или поставщиков.

  • Модульность и логичность построения ИС на платформе Microsoft позволяют организовать эффективное сотрудничество информационного отдела с другими подразделениями организации в работе по определению конфигурации и внедрению корпоративной информационной системы.

Чтобы инвестиции в информационно-техническое развитие давали максимальную выгоду, нужны систематические действия. Недостаточно применить на практике один - два принципа, надо следовать всем шести сразу. Для правильной организации использования информационных технологий необходимы последовательные изменения, строгая дисциплина, тесное взаимодействие бизнес-подразделений и информационно-технического отдела. И тогда со временем вы получите огромные преимущества.

Однако следует отметить, что даже компании, построившие успешно работающую информационную систему, должны внимательно следить за стремительным развитием технологий. Необходимо помнить, что стоящие сегодня перед организациями вопросы в области ИТ носят в основном административный характер; сами же по себе технологии не могут существенно сказаться на производительности. Правильное управление информационной системой и ее использование для получения стратегических преимуществ требуют дисциплины и опыта. А для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы развитие ИТ было тесно сопряжено с переориентацией культуры управления, в основе которой должны лежать осведомленность высшей администрации в области информационных технологий и грамотное руководство развитием информационной системы с ее стороны.

назад наверх дальше


© 2000 Корпорация Microsoft. Все права защищены.

Иные зарегистрированные логотипы и торговые марки являются
собственностью их владельцев.