Решения Microsoft 2000   Продукты  |   Поддержка  |   Поиск  |   Путеводитель по серверу  
microsoft
  Платформа 2001   |   Digital Dashboard - Русские компоненты   |
Основная страница

Введение

Методология

Технологии

Продукты

Решения

Где и как приобрести продукты Microsoft

Где и как обучиться по продуктам Microsoft

Где и как получить техническую поддержку и консультации


Уровни организационной зрелости предприятия

Предприятие, эффективно использующее современную информационную систему, выигрывает в точности производственных и финансовых прогнозов, экономит на складских и транспортных расходах, приобретает сырье и комплектующие по более выгодным ценам, имеет более широкую сеть партнеров. Вполне возможно, что его отдел сбыта успевает работать со значительно большим (иногда на порядок) числом потребителей, чем более консервативные конкуренты. Результат очевиден: как во всем мире, так и в России он определяет быстро растущий интерес предприятий к внедрению самых передовых информационных технологий.

В зависимости от организационной зрелости компании различна степень использования информации и информационных технологий в бизнес-процессах. Развитие компании невозможно без организации правильного целевого управления и эффективного использования всех ее ресурсов. Какова же связь между проблемами управления и применением информационных технологий?

Если проследить этапы развития любой компании, то можно заметить, что на своем пути она проходит несколько фаз - от слаборазвитой и слабоорганизованной структуры до эффективной системы, которая характеризуется правильным подходом к управлению ресурсами и протекающими в ней процессами.

Используя подходы, разработанные институтом Карнеги-Меллона для анализа степени "информационной" и организационной зрелости организации, можно классифицировать этапы развития и существования компании (см. Табл. 1) в зависимости от того, как она обрабатывает и использует информацию в процессе своей деятельности. В основу этой классификации положены требования к организации бизнес-процессов, определяемые степенью целевого управления. Уровни различаются наличием целевой функции (что ставится во главу угла деятельности) и степенью использования информации, накапливаемой в компании.

Табл. 1. Характеристики уровней организационной зрелости

Уровень Основные характеристики
Начальный Спонтанные информационные связи
Хаотичность, непоследовательность
Повторяемый Базовые процессы
Повторяемые операции
Фиксированный Стандартизация процессов
Интеграция, наличие процедур
Управляемый Контроль качества
Использование обратной связи
Оптимизируемый Постоянное развитие
Самоадаптация системы

Начальный уровень

Этот уровень присущ большинству организаций малого бизнеса и начинающих (start-up) компаний. Их бизнес носит слабоструктурированный и инновационный характер, что напрямую связано с борьбой за собственное выживание. В компании отсутствует стратегия развития, основное внимание уделяется решению сиюминутных тактических задач.

Одной из характерных черт данного уровня являются спонтанные информационные связи в организации, концентрируемые в руководящем звене и носящие в основном справочный характер. Эффективность управления зависит только (или в значительной степени) от личности руководителя (от того, насколько он понимает цели и целевую функцию развития организации) и небольшой группы единомышленников. Через этот этап проходят все компании - одни быстрее, другие медленнее, но, в конце концов, они подходят ко второму этапу.

Повторяемый уровень

На этом этапе в компании уже возможна успешная реализация задуманных проектов, что достигается благодаря жесткому управлению, оперативному планированию и контролю. Основные бизнес-процессы становятся повторяемыми и управляемыми, они приобретают устойчивый характер. Компании начинают искать пути снижения издержек, потому что как только возникает повторяющийся процесс, тут же появляется потребность в его оптимизации. И первое, на что обращается внимание, - это издержки. Следовательно, для организаций на этом уровне характерна автоматизация "основных" составляющих, таких как кадры, бухгалтерия, зарплата.

Оперативные планы деятельности компании строятся с учетом предыдущего опыта. В компании начинают формироваться корпоративные традиции и культура, однако по-прежнему отсутствует интеграция информации, а информационные потоки не формализованы.

Фиксированный уровень

На этом уровне процессы (как в управлении, так и в производстве) становятся формализованными и настолько повторяемыми, что их можно описать и задокументировать. В компаниях появляются описания ролевых функций сотрудников внутри организации или список задач, которые должен выполнять сотрудник внутри того или иного подразделения.

Все процессы стандартизированы, документированы и объединены в общий информационный поток. Благодаря этому в организации появляется возможность анализа информации по всем аспектам управленческой деятельности, а также получения оперативной информации о степени использования ресурсов. Тем не менее, в таких компаниях практически отсутствует процесс постановки долгосрочных целей, а планирование основывается на принципе "от достигнутого" (т.е. на показателях прошлых периодов). Следует отметить, что в обработке информации при этом преобладает ретроспективный анализ.

Для компаний, находящихся на этом уровне, характерно формирование стратегии развития. Как только такие решения начинают приниматься на основе анализа, это означает, что организация переходит на следующий этап организационной зрелости.

Управляемый уровень

В данном случае приоритетным направлением становится повышение качества продукции или предоставляемых услуг, а целью - достижение рыночной привлекательности и увеличение доли рынка, т. е. именно то, к чему стремится любая компания, добивающаяся успеха в том сегменте рынка, где она работает. В организации формируются внутрикорпоративные стандарты качества, касающиеся не только собственной продукции или процессов производства, но и всей цепочки поставки - от партнеров (контрагентов) до клиентов.

Наличие и сохранение постоянных клиентов дает возможность долгосрочного планирования бизнеса и прогнозирования будущих продаж. В организации налажены стратегические и оперативные взаимосвязи, а для принятия решений активно используются обратные связи, в частности данные от клиентов. Попытки принимать решения не только на основе анализа предыдущего опыта, но и на основе прогнозов будущего развития, стратегическое планирование с учетом тенденций (для чего необходимы корпоративные базы знаний) обуславливают постепенный переход организации на последний, высший уровень организационного развития.

Оптимизируемый уровень

Достичь этого уровня чрезвычайно трудно, и удается это лишь немногим компаниям, лидирующим в индустрии. Здесь управление качеством по количественным показателям происходит по всей цепи взаимосвязанных процессов, а модификация или совершенствование системы - по результатам обратной связи. Для организации характерно не только построение стратегических планов, но и оптимизация путей их достижения. Стратегия компании направлена на достижение организационного, финансового, технологического преимущества.

Вероятно, трудно найти фирму, которая не стремилась бы достичь высшего уровня в своем развитии. Современное состояние всех отраслей человеческого знания и прикладных технологий предоставляет массу возможностей для скорейшего прохождения этого пути, но требует профессионального умения в их правильном применении. При этом ключевым фактором успеха становится время.

назад наверх дальше


© 2000 Корпорация Microsoft. Все права защищены.

Иные зарегистрированные логотипы и торговые марки являются
собственностью их владельцев.